«ЛЕСТНИЦА В НЕБО» или 19 ступень на пути к Храму

«ЛЕСТНИЦА В НЕБО» или 19 ступень на пути к Храму

Комментировать
Фото является иллюстрацией к статье и может не соответствовать действительности.

 

С Татьяной Викторовной УМРИХИНОЙ — генеральным директором  Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника  мы встретились в Москве, за несколько дней до открытия XIX Международного фестиваля античного искусства «Боспорские агоны».

— Докладываю: датировка образования Пантикапея признана на рубеже VII — VI веков до н. э. (610 — 590 годы до н. э.) Это означает, что Керчь является  самым древним городом на территории современной России! —  не без гордости, делится последней новостью Татьяна Викторовна. — А как у Вас дела, «керченский» кинодесант  готов к высадке?..

Я заверил идейного вдохновителя и организатора «Боспорских агонов», что киностраница получится яркой и достойной, билеты на самолёт выкуплены, актёры и режиссёры сидят на чемоданах. Но есть один, нерешённый вопрос!..

— Что случилось?

— Татьяна Викторовна, Вы обещали дать интервью. А до Вашей посадки в самолёт  -полчаса…

-Успеем! Включайте диктофон…

Татьяна Умрихина

— Международный фестиваль античных искусств «Боспорские агоны» отмечает своё девятнадцатилетние. Время спросить: а как всё начиналось? Кто родители? Каким он был — первый шаг?..

— Середина девяностых —  глухие, беспросветные времена. Керчь напоминала послевоенную. На центральной улице имени Ленина  — дома с просевшими крышами и рухнувшими перекрытиями. В бандитских разборках, от наркотической зависимости и беспробудного бытового пьянства гибли сотни молодых людей, даже не успевших создать семью…

   1 Мая отменили, 7 ноября — забыли, на 9 Мая — подняли руку… Из нас пытались вытравить коллективное «Мы помним».  Из нас делали «кастрюлеголовых», думающих голодным желудком… Не получилось! В Киеве так и не поняли, что Большая Митридатская  лестница  — это не просто памятник истории,  это — лестница в небо, к колоннам древнего Пританея, к Обелиску Славы, созданному советскими солдатами  в октябре 1944 года  вскоре после освобождения Керчи от немецко-фашистских захватчиков.

    Я помню тот день — 1 мая 1997 года. На Большой Митридатской лестнице собралась вся творческая интеллигенция города: артисты самодеятельных театров, эстрадные коллективы, художники, поэты, барды, писатели, гончарных дел мастера… Тогда мы сказали «Нет!» процессу духовного распада. Работая над созданием технологической модели Склепа Деметры — уникального памятника античной погребальной архитектуры, мы не просто заглянули в большие и печальные глаза покровительницы нашего города, мы поняли — она всегда была рядом, защищала нас, вела по жизни…

    И вот уже 19 лет фестиваль античных искусств «Боспорские агоны» — радует керчан и гостей Крыма. А родила фестиваль — керченская земля. В чём наша заслуга?.. Мы вовремя вспомнили, осознали — кто мы?.. Мы — внуки победителей, мы — потомки тех, кто в XIX веке сделал из Керчи один из лучших городов Таврической губернии.

"ЛЕСТНИЦА В НЕБО" или 19 ступень на пути к Храму

— Аристофан, Еврипид, Софокл, Эсхил у колон Пританея, на вершине горы Митридат. Что вы ощутили, когда впервые увидели спектакли этих древнегреческих авторов здесь, на высоте птичьего полета? Каково оно, оживлять историю?

Александр Беланов и Татьяна Умрихина

— Это — божественно! Ни одна, самая дорогая декорация самого знаменитого театра, не даст вам того понимания, той высоты чувств и проникновения в душу и сердце — как постановка спектакля на исторической сцене самого древнего города на территории России! Вы представляете, что такое «Медея» у колон пантикапейского Пританея — столицы Боспорского царства?.. Солёный морской воздух, терпкий запах чабреца и полыни, песни цикад, полная Луна. И вот, Медея, убившая своих детей, признаётся Ясону: «О нет! Моя рука их похоронит.

В священную я рощу унесу

Малюток, Геры Высей, и никто

Там вражеской десницей их могилы

Не осквернит…»

 -Да, пробивает! До дрожи…

— Это не передать словами, это надо видеть! Я вспоминаю вторые «Боспорские агоны». «Многие лета» на открытии фестиваля поёт народная артистка Украины Лариса Кадырова. И вдруг прямо над нами проплывает в небе косяк лебедей.

АГОНЫ

 — Это — в июне? Невероятно!

— А на площадку, можно сказать — прямо в руки, падает большое лебяжье перо. Чем вам не привет от Деметры!.. Все три фестивальные площадки — амфитеатр у колонн Пританея, Большая Митридатская лестница, Музейный дворик — места знаковые, можно сказать -намоленные. Невероятно, но уже 19 лет дожди и грозы в дни фестиваля обходят их стороной…

"ЛЕСТНИЦА В НЕБО" или 19 ступень на пути к Храму
На выставках фестиваля

— А я вот ещё о чём подумал: знаменитое факельное шествие на гору Митридат в канун празднования 9 Мая — это ведь традиция, берущая начало во времена древней Греции…

— Конечно!..

— «Боспорские агоны», это ежегодное театрализованное оживление истории —  так же становится культурной традицией Керченского полуострова?  Что даёт это людям?

— В постсоветкую эпоху, когда в Керчи хозяйничали временщики, городской театр им. А.С. Пушкина превратился в ярмарочную площадку для дешевого китайского ширпотреба. Из зрительного зала убрали кресла, а из города — фестиваль «Боспорские агоны». Да, нам пришлось собрать «театральные кибитки» и отправиться с гастролями по Крыму. Нет, мы не скитались, путешествовали долгих 12 лет! Симферополь, Евпатория, Херсонес Таврический, Никитский Ботанический сад… Сколько незабываемых встреч, ярких воспоминаний! Но все эти годы я получала от керчан тысячи писем с одной единственной просьбой: «Верните «Боспорские агоны» в родной город. Это — наш фестиваль!» Дух фестиваля, традиции античной драматургии продолжали жить в Керчи. Этому способствовали научные конференции по античной драматургии, проводившиеся в рамках фестиваля. Сотни керчан были вовлечены в процесс изучения древней истории: костюмы, музыка, рисунок танца, боевые искусства армии царя Митридата, набеги воинственных амазонок, показы античных мод, уникальные театральные маски… Во всех школах Керчи появились свои Деметры и Аполлоны: ни один первый школьный звонок теперь не проходит без участия олимпийских богов!.. Более того, фестиваль «Боспорские агоны» стал трамплином для будущих профессиональных актёров, режиссёров, художников, журналистов и гончарных дел мастеров…

Читайте также:  В Алуште открылся музей в древней крепости «Алустон»
Юрий Васильев
Юрий Васильев

— Керчь — самый древний город на территории России. Сейчас, если я правильно понял, он и обладатель самых древних театральных подмостков?..

— Вы правы, Александр. Сомнений в том, что театр на Боспоре существовал еще в IV в. до н.э. у научной общественности нет. И дело не только в свидетельствах античных авторов. Во-первых, в музеях России — два древних театральных кресла, найденных во время    археологических экспедиций на горе Митридат. Одно кресло хранится в лапидарии Восточно-Крымского музея-заповедника, второе — в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Ну, и, во-вторых, театральный город —  это прежде всего публика, её любовь к Мельпомене. И здесь, я уверена в этом, — Керчь не знает себе равных! Об этом говорят все театры, гастролирующие в Крыму. И тот факт, что город-труженик, город-герой до сих пор не имеет своего театра и своей театральной труппы — это безобразие!

Что надо сделать, чтобы в Керчи снова появился свой театр? Его отсутствие — это ведь признак культурного захолустья, этакая махровая провинциальность…

— Да, и это понимает руководство Республики Крым, Министерство культуры республики. Дело за малым — принять политическое решение. Всем ясно — окончание строительства Крымского моста увеличит приток отдыхающих вдвое, а у Керчи появятся реальные перспективы экономического развития. Хотим сделать Керчь привлекательным городом — нужен свой театр, летний концертно-развлекательный комплекс, даже ледовая спортивная арена…

— Лица фестиваля «Боспорские агоны» — кто они?

— Все 19 лет главным лицом фестиваля является народный артист Советского Союза, лауреат Ленинской премии Василий Семёнович Лановой.  Он — настоящая звезда, он — олицетворяет собой великое русское слово, а значит — Россию. Мы ведь и не скрывали, что наряду с сохранением античных традиций, одна из главных миссий «Боспорских агонов» — сохранение русской культуры. Мы помогли сохранить любовь к России, веру в нее. Городу-герою Керчи за последние 26 лет пришлось куда труднее, чем Севастополю, который благодаря Черноморскому флоту, жил своей, обособленной жизнью. А вот Керчи, главному промышленному городу Крыма, от Украины досталось сполна.  Нас просто растоптали…  И фестиваль, словно десант русской культуры, которую олицетворяли Василий Лановой, Александр Голобородько, Владимир Коренев, Константин Фролов и десятки других патриотов России — помог городу выстоять и в итоге — дать самый высокий процент голосов «За возвращение в Россию!» на Крымском референдуме.  И это уже — факт истории!

Василий Лановой и Александр Беланов
Василий Лановой и Александр Беланов

— Я общался с московскими знаменитостями, звёздами театра и кино, впервые участвующими в «Боспорских агонах». Восторг, удивление, желание снова и снова посетить Керчь — вот о чём они говорят. Как вам удаётся создать такую феерическую, творческую, и в тоже время — уютную, семейную атмосферу?  В чём секрет долголетия фестиваля?..

— Донатас Банионис, впервые приехав к нам на фестиваль, признался: «Я, как и все, думал, что Крым — это Ялта, и дальше Ялты Крыма нет. Оказывается, Крым начинается с востока, Крым начинается с Керчи!»  И дальше — ещё одна его фраза, ключевая в понимании идеи нашего фестиваля: «Друзья, не ищите новое, ищите вечное!»  Античность — вот стержень, вот начало начал. Ничего нового мы здесь уже не придумаем. А вот сказать своё слово, стать частью мирового культурного наследия — ради этого стоит жить…

кадр из фильма Загадки Йорданса
кадр из фильма Загадки Йорданса

— Девятнадцатилетняя история фестиваля — есть о чём вспомнить! Наверное, и смешные, курьёзные случаи были?..

— «Боспорские агоны» — это площадка не только для маститых, всеми признанных театральных коллективов, но и для молодых, для которых эксперимент, неуёмное желание поспорить, самоутвердится — на первом месте. Помню, в 2002 году, еще до закрытия театра им. А.С. Пушкина, на его сцене шла «Антигона» в постановке Ереванского академического драмтеатра.  А за три часа до этого, на новой открытой театральной площадке, которую подарил городу нынешний Председатель Госсовета Республики Крым Владимир Константинов, —  свою «Антигону» играл киевский молодёжный театр «Вуаля». Члены жюри были в шоке при виде подобного «новаторства»: на актёрах — рваные шорты, вёдра на головах…

Читайте также:  В Алуште открылся музей в древней крепости «Алустон»
Лариса Лужина и Наталья Белохвостикова
Лариса Лужина и Наталья Белохвостикова

— Так вот откуда на Майдане появились «кастрюлеголовые». Во всём, оказывается, «Антигона» виновата!

— Какой это был ужас! Члены жюри, театральные критики краснели, шипели, бурлили, словно закипевшие самовары. А вокруг, даже на заборах, сидела совсем ещё юная Керчь, жевала жвачку и дико радовалась, свистом и хохотом реагируя на каждую реплику киевских актёров. Спектакль закончился, возмущённое жюри и счастливые зрители переместились в театр имени Пушкина. Гаснет свет, открывается занавес и массовый, культурный шок: академический театр играет «Антигону» на своём родном, армянском языке. Но ведь никто не ушёл! Понимаете, почему?.. И стар, и млад — все ещё были под впечатлением той, молодёжной «Антигоны». Благодаря ей, народ понял содержание бессмертной трагедии. Мы сравнивали, мы изучали…

"ЛЕСТНИЦА В НЕБО" или 19 ступень на пути к Храму

-У фестиваля много страниц — театральная, музыкальная, киностраница… Но для участников, гостей «Боспорских агонов» вы открываете ещё одну — музейную. Чем порадует возглавляемый Вами Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник в этом году?..

— Друзья, готовьтесь к открытиям! Прежде всего, это выставка «Художественный металл Урала XIX -XXI веков», 227 уникальных экспонатов из собрания Свердловского областного краеведческого музея. Художественное литьё уральских мастеров из чугуна, меди, алюминия. Гравировка по меди и латуни, лаковые росписи по металлу…  Да, и вот ещё — «вишенка на торте»: из фондов Художественного музея Эрнста Неизвестного в состав экспонатов была включена работа «Экус» из серии «Власть зверя».

Дальше — персональная выставка «Боспорский феномен» Анастасии Калюжной. Керчанка, выпускница школы искусств имени Р.В. Сердюка. В 2008 году Настя закончила Национальную академию изобразительных искусств и архитектуры. Она — удивительный мастер! Специально для «Боспорских агонов» Анастасия написала ряд красивых, больших картин, посвященных духовному возрождению Крыма.

Ещё одна выставка — «Ветер времени. Истории, рассказанные бисером». Это — произведение декоративно-прикладного искусства, дело рук удивительного художника Натальи Иващенко. Все изделия выполнены из японского бисера, кристаллов, бусин и жемчуга Svarovski, натуральных камней — аметиста, пирита, агата, яшмы, аммонита…

Не забыли мы и про детей! Наша художественная школа и Оксана Сердюк откроют свою выставку «Пантикапей — рыбный путь»…

"ЛЕСТНИЦА В НЕБО" или 19 ступень на пути к Храму 4

— Какие театральные премьеры «Боспорских агонов» Вы бы отметили, как незабываемые?

Театральная география фестиваля просто сумасшедшая! Помню, в театральном дворике, что под Большой Митридатской лестницей, представлял свою «Медею» немецко-итальянский театр.  Для постановки было завезено и рассыпано на площадке несколько самосвалов земли. Ощущение присутствия — Медея убивала своих детей в трёх шагах от зрителей — заставляло всех биться в горестном исступлении, в прямом смысле слова — посыпать себя землёй.  Это трудно забыть…

Незабываем Константин Хабенский в спектакле «Калигула» театра имени Ленсовета.  Его Калигула не имеет ничего общего с фильмом Тинто Браса. В жестоких комедиях, которые он разыгрывает, он сам становится и жертвой, и палачом…

Ну и конечно — Богдан Ступка со спектаклем «Энеида», который шёл на украинском языке. К концу действа зрители сидели уже в проходах, прямо на полу. Аплодировали так, что эти овации были слышны на другом конце центральной улицы Керчи…

— 2016 год был Годом и Кино. и Греции…  Как Ваш фестиваль искусств отреагировал на эти события?..

В большой российско-греческой программе особенно выделялась музыкально-поэтическая постановка «Любви негромкие слова». Это совместный проект заслуженного артиста России Эвклида Кюрдзидиса и ансамбля керченских скрипачей «Арт-Боспор» под руководством заслуженного работника культуры Украины Инны Батищевой. К сожалению, пока мы так и не смогли найти спонсоров, чтобы с этой удивительной постановкой проехать по крупным городам России. Жаль, ведь этот спектакль мог бы стать визитной карточкой Крыма!..

Тема древней Греции и в этом году не сходит с наших подмостков. Уже 9 июня, в день открытия фестиваля «Боспорские агоны», Государственный академический музыкальный театр Республики Крым знакомит нас с античной трагедией Еврипида «Троянки» в постановке греческого режиссёра Ангелоса Сидератоса.

Киностраница, которую Вы, Александр, возглавляете, это — открытие прошлого года. Вспомните овации при появлении в зале, после демонстрации фильма «Сошедшие с небес», Веры Глаголевой…  Это ведь наш фильм, родной, снимался в Керчи и в Симферополе!..

 А в этом году — новая встреча: фильм «Вертикаль» с Владимиром Высоцким, творческий вечер народной артистки России Ларисы Лужиной — главной героини этого киношедевра. Дальше – премьеры. Трилогия «Частное пионерское», удивительный проект: юные актёры, вместе со своими киногероями, проживают десять лет школьной жизни! А мы, в душе всё те же дети, — вспоминаем в темноте кинозала свою юность, совсем другими глазами смотрим на наших детей и внуков. «Частное пионерское» представят продюсер Владимир Есинов и заслуженный артист России Василий Мищенко.

Лариса Лужина
Лариса Лужина

Еще один премьерный показ — фильм «Герой» с Димой Биланом в главной роли — ещё один эксперимент, авторский, режиссёрский поиск новых форм общения с нашей молодёжью: временные перелёты из современной России на поля гражданской войны и обратно в поиске ответов на главный вопрос: «Кто мы, русские?» Это интересно! Представит фильм «Герой» кинорежиссёр, народный артист России, ведущий актёр Московского театра сатиры Юрий Борисович Васильев.

Читайте также:  В Алуште открылся музей в древней крепости «Алустон»
Фильм "ГЕРОЙ"
Фильм «ГЕРОЙ»

Вашу мощную режиссёрскую работу — документальный фильм «Загадки Йорданса» о спасении шедевров мировой живописи в реставрационных мастерских Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина будет представлять исполнитель роли фламандского художника Якоба Йорданса — киноактёр Стас Эрдлей, который, кстати, тоже родом из Крыма…

Актёр Стас ЭРДЛЕЙ в фильме "Загадки Йорданса"
Актёр Стас ЭРДЛЕЙ в фильме «Загадки Йорданса»

— Нынешний 2017 год — Год экологии. В последнее время русский театр преследуют скандалы. Вместо ярких премьер —  разборки, участие в ангажированных, политических демаршах… «Тангейзеры» на русской сцене — это смелое решение или же грязь, зараза, вредная как для души отдельного зрителя, так и для здоровья всего общества?..

— Любое новаторство приветствуется, если оно не оскорбляет веру человека, не является безнравственным. А когда у нас, начиная со времён горбачёвской перестройки, прикрываясь именем «жертв 1937 года» и всех сталинских репрессий, запустили процесс разрушения государственности — что мы получили в итоге?.. Правильно — разруху! Прежде всего — разруху в головах! Но если Бог уберёг Россию от дальнейшего скатывания в пропасть, то Украине явно не повезло: гражданская война, националистический угар, героизация фашизма…  А начиналось всё — с переписывания истории, с презрительного отношения к традиционным семейным ценностям…

— Народной артистке России Ларисе Лужиной, принявшей предложение участвовать в фестивале «Боспорские агоны», Украина запретила въезд на свою территорию. По этой причине Ларисе Анатольевне пришлось отказаться от участия в большом российском сериале, а это — потеря 200-300 тысяч рублей гонорара. Да, Лариса Лужина свой выбор сделала! Но, Боже, как смешны и убоги были те, кто, получив приглашение из Крыма, оправдывался потом по телефону: «Простите, только не в Крым! Я — художник, я — вне политики!»

—  Вот поэтому у нас на грани вымирания настоящее российское кино! Понятно, что на Украине, выгоднее всего снимать и без того дешёвые сериалы: большая часть бюджета оседает в карманах кинобосов! Да бог бы с ними, с продюсерами, но актёры и режиссёры?! Половина из них — со званиями заслуженных и народных артистов России! Вы можете себе представить любимых народом Нону Мордюкову, Вячеслава Тихонова, Клару Лучко, Георгия Жженова, Людмилу Гурченко, Кирилла Лаврова с творческими концертами или на съёмках фильма в стране, где на площадях зигуют фашистские молодчики, в стране, где русских убивают только за то, что они хотят думать и говорить на своём родном языке?! У меня в голове это не укладывается. Уверена, эта тема будет подниматься на всех творческих встречах фестиваля «Боспорские агоны».

— Итак, с 9 по 14 июня в городе-герое Керчи — фестиваль. Он ведь девятнадцатый, предъюбилейный…

— Впереди 2018 год — открытие Крымского моста, Керчь станет главными воротами Крыма. Для Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника работы, понятное дело, прибавится. Но и для «Боспорских агонов» — это юбилейный год!

— В этом году, надо полагать, генеральная репетиция…

— Да, именно так! Государственный академический музыкальный театр Республики Крым привезёт рок-оперу «Орфей и Евредика». Это — новая работа режиссёра-постановщика Владимира Косова. Притчу кочевников «Кровавый трон» мы увидим в постановке автора — Бориса Манджиева. Это — национальный драмтеатр имени Б. Басангова из Калмыкии.

Русский театр марионеток из Москвы покажет детский спектакль «Вокруг Света». Очень интересная постановка для детей: куклы-марионетки в мире песочной анимации!..

Пританей на горе Митридат — как декорация к «Медее» в постановке казахского драмтеатра имени Махамбета — неповторимое зрелище, уникальный эксперимент. Здесь же, на вершине горы Митридат, 12 июня мы увидим «Призраки Эллады». Это замечательный подарок жителям и гостям Керчи от Тульского академического театра драмы им. М. Горького в постановке Ларисы Козловой.

Спектаклем — скоморошиной молодого режиссёра Владимира Крючкова «Самодержцы и шуты» Севастопольского академического русского драмтеатра имени А.В. Луначарского мы завершим театральную страницу фестиваля.

Уже на закате дня 14 июня, после фотопленэра, мы воссоздадим грандиозный бал времён градоначальника Керчи И.А. Стемпковского и графа М.С. Воронцова, на котором будет блистать высшее театральное, музыкальное, музейное и кинообщество, представители разных городов и стран…

— Да, без малого сто лет центральная улица Керчи носила имя графа Михаила Семёновича Воронцова — генерал-губернатора Новороссии, в состав которой входила и Таврида. Хорошо, что Вы об этом вспомнили!..

— Проторенные дороги — всегда короче! Особенно, если они ведут к Храму!

Александр БЕЛАНОВ — генеральный директор продюсерского центра «Крымский Мост» (Москва), секретарь Крымского отделения Союза журналистов России.

Новости партнеров


© Все права защищены. Читайте "Крымские Новости" в Яндекс.Дзен.